Шуховская башня. Радиосигналы из прошлого века.
Интересно, вы когда-нибудь смотрели в новогоднюю ночь «Голубой огонёк на Шаболовке»? Нет, не тот, что идет сейчас, а именно советский, классический так сказать концерт. А помните ту самую башню, которая использовалась в качестве символа этого праздничного концерта да и вообще в качестве символа всего советского телевидения? Да, друзья, это и есть Шуховская башня.
Объект: Шуховская башня / Радиобашня Шухова
Архитектор: Владимир Григорьевич Шухов
Год постройки: 1922
Адрес: ул. Шаболовка 8, Москва, Россия
Официальный сайт: http://www.shukhov.ru/
Фото: респект за отличные фото и прогулки по башне — ZYALT
Башня, которую видел практически каждый, но далеко не каждый помнит ее название. А между тем это сооружение в мире считается как едва ли не одно из самых потрясающих выражений инженерной мысли.
Шуховская башня. Конструкция
Конструктор башни впервые в мире применил весьма изящную технологию «сетчатых оболочек». Они использовались в виде висячих и свободообразных перекрытий, а также гиперболоидных башен.
Именно благодаря такой своей конструкции башня имеет минимально ветровое сопротивление. Высота же башни составляет относительно небольшие 160 метров. Но это по нынешним меркам. Сложно представить, насколько огромной она казалась обывателям тех лет.
Шуховская башня. Радиосигналы
Практически сразу после пуска Шуховской башни в эксплуатацию с нее начали вести первые радиотрансляции. Произошло это уже в марте 1922 года.
Прошло 17 лет и башня стала передавать не только звуковые сигналы, но и визуальные. То есть стала передавать зрителям телевизионный сигнал. Что неудивительно, первой отправленной в эфир передачей стал фильм о очередном партийном собрании. В среднем, частота показа передач составляла 4 раза в неделю. Сигнал башни могли наблюдать на своих приемниках более 100 семей.
Но пришел 1941-ый год. А он, как известно, был суровым и для страны и для архитектуры этой страны в целом. Шуховская башня тоже пострадала, но не из-за грянувшей войны, а по совершенно иной причине: почтовый самолет, летевший из Киева, непостижимым образом умудрился задеть трос, который был натянут от вершины башни до самой земли. Он остался там еще со времен строительства и никому, в общем, не мешал. Своим крылом самолет протаранил этот трос и таким образом мог нанести очень и очень существенный вред башне. Но не нанес. Экспертиза, которая в последствии была осуществлена комиссией показала, что Шуховская башня не то, что не потеряла своей функциональности, но и вовсе не требует никакого ремонта.
Мировое признание Шуховской башни
Сейчас подобное гиперболоидное построение башен до сих актуально и востребовано. В частности, подобные башни построены в Японии, Швейцарии, Чехии и Китае. Их прародительница, башня Шухова, признана сообществом международных экспертов как несомненное достижение инженерной и архитектурной мысли.
Окраска башни производилась три раза, а именно в 1949, 1950 и 1964 годах. Попытка реставрационного ремонта, совершенная в 1973 году международным сообществом экспертов признается как акт варварства в отношении неповторимой и эксклюзивной конструкции. Сделано это было с целью наделить башню большей прочностью при помощи сварных элементов. Однако, в процессе этих действий был грубо нарушен один самых важных принципов, которые закладывались Шуховым еще на стадии проектирования башни — конструкция должна допускать определенную долю подвижности в отношении внешних и природных нагрузок.
Шуховская башня. Наши дни
Сейчас состояние башни Шухова уже перешло из разряда предаварийного в состояние планомерного разрушения. Больно слышать, но из конструкции банально начинают выпадать некоторые детали. Все это привело наших законотворцев к идее разбора башни с последующим ее восстановлением в другой части Москвы. Подобные инициативы вызвали резкое осуждение со стороны как мирового сообщества так и Министерства культуры. В конечном счете было принято решение объявить конкурс на право восстановления башни с осуществлением противоаварийных ремонтных работ. И это правильно. Ведь подобные, без преувеличения уникальные объекты должны оставаться на своих местах до тех пор, пока это возможно. Сейчас сложно представить облик столицы России без этого монументального сооружения.
В конструкции башни предусмотрен небольшой лифт, который приводится в движение электрическим двигагелем.
На лифте или по лестнице можно подняться на смотровую площадку на башне