Хундертвассер и энергия творчества
«Нельзя учить или учиться искусству. Особенно учить человека человеку. Только природа может научить нас творить. Человек на это не способен».
Австрийский архитектор и художник Фриденсрайх Хундертвассер за свои 72 года жизни изменил представление о классической красоте в архитектуре. Создавая неповторимые картины и здания Хундертвассер разрабатывал внешний вид государственных флагов, гербов, монет и почтовых марок.Он создавал дизайн телефонных карточек, жетонов для казино и плакатов, делал иллюстрации к библии, разработал дизайн Боинга 757
Фриденсрайх Хундертвассер / Friedensreich Hundertwasser
15 декабря 1928, Вена, Австрия — 19 февраля 2000, Новая Зеландия
сайт Фонда Хундертвассера: http://www.hundertwasser.at/index_en.php
Школа жизни. Хундертвассер
Будущий противник монохромности, классических образов архитектуры с прямыми углами и параллельными линиями занимался в школе Монтессори, известной тем, что дети получают знания о мире не совсем привычным формой — вместо математики и физики, языков и др. наук первые несколько лет в школе дети изучают мир вокруг: выходят на улицу и смотрят на природу, познавая растения и животных вокруг себя, сравнивают цвета и формы, дети начинают пробовать жизнь вокруг на ощупь — от уроков лепки и рисования, до уроков кулинарии, где они смешивают вкусы. Возможно, именно школа с таким подходом к обучению создала талантливого художника и архитектора, ценителя природы с любовью к ярким цветам и необычным ощущением цвета и формы.
Мир сложится так, что это было единственны учебным заведением в жизни Хундертвассера — в Венской академии изящных искусств, Фриденсрайх провел совсем немного времени, заменив школьные парты и учебники с лекциями на путешествия, изучая мир на практике. Так началось его путешествие в поисках своего стиля и идеального образа.
Энергия творчества. Художественный стиль Хундертвассера
Путешествие оказалось длиною в жизнь, столь же насыщенной, ломающей традиции и устои, как и его яркие, брызжущие цветом и энергией картины, раскрашенные самолеты, придуманные почтовые марки, эмблемы, плакаты, монеты, гербы, знамена и, конечно же, сказочные дома, возникшие в реальности вопреки всем архитектурным канонам. Можно сказать, это был первый дизайнер-рекламист, универсал в современном понимании.
Так сформировался неповторимый художественный стиль Хундертвассера, так же можно проследить влияние творчества Эгона Шиле и Густава Климта на работы Хундертвассера, это прослеживается во многих графических и архитектурных образах, а архитектурные проекты Хундертвассера сравнивают с проектами Гауди.
Основным образом в проектах Хундертвассера стала улитка, медленно ползущая по зеленому листу винограда и несущая на себе закрученный в спираль дом. Единство дома и его обитателя, экологичность и натуральные природные цвета стали основным мотивом его архитектурных и графических объектов. Бесконечная линия спирали, как образ вселенной, изменчивой и постоянно меняющейся во времени проецируется на формы зданий и их колористику. В этом образе Хундертвассер видит гармонию мира, гармонию, в которой человек существует вместе с природой развиваясь и поддерживая друг друга.
По проекту Хундертвассер строилсиь дома и виллы по всему миру: Австрия, Италия, Норвегия, Новая Зеландия, некоторые из домов так ни разу и не увидели своего автора. “Regentag” — корабль и плавучий дом Хундертвассера — это единственный дом, который был всегда с ним. На этом судне, ранее служившим транспортным судном ля перевозки соли художник пересек практически весь мир.
Путешествуя, меняя страны и города в свей жизни Хундертвассер на протяжении жизни несколько раз изменял и свое имя — с реального имени Фридерик Штовассер на Капитан Регентаг («дождливый день») или Дункельбунт («темно-красочный»), пока новое выбранное имя Фриденсрайх Хундертвассер нестало известным на весь мир и закрепилось за ним окончательно.
Архитектрура Хундертвассера
Фриденсрайх Хундертвассер создал свой архитектурный стиль уникальный и странный он следует за повторением живых, природных образов ( можно сказать что это пример делать отсылку в сторону бионической архитектруы) свою архитектурную концепцию, изложив её в нескольких манифестах. Разумеется, эта концепция была воплощена и во многих его проектах. Например, дом в Новой Зеландии, похожий на нору животного под землей — здание сверху покрывает трава со множеством световых окон. Крыша дома, переходящая в холм,на которую забираются животные.
Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность.
Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене.
Его архитектурное творчество тесно связано с его экологическим самосознанием: постройки австрийского художника определяют органические формы, преобладание кривых линий (прямые он называл «орудием Дьявола»). Растения обычно включены в проект: крыши зданий покрыты дерном, а деревья растут прямо в жилых комнатах, их кроны высовываются в окна.
Хундертвассер не считал традиционную архитектуру искусством и призывал дать людям, живущим в доме, право определять его внешний вид. Главным критерием проектирования зданий у него был минимальный вред экологии, восстановление природы там, где её невозможно сохранить в процессе строительства, использование только природных материалов.