Пионеры Баухауз. Марсель Брейер
Выдающийся современный дизайнер и архитектор, чье имя тесно связано с немецким Баухауз, Марсель Брейер стал пионером в области трубчатой стальной мебели, выпускаемой в 1920 – 30 годах, вслед за периодом его сосредоточения на инновациях и экспериментальной деревянной мебели. Впоследствии его архитектурная и дизайнерская работа оказала огромное влияние на Европу и США и повсеместно продвигалась в производстве, публицистике и на выставках.
Марсель Брейер и школа Баухауз
Родившийся и выросший в Венгрии, после короткого периода учебы в академии изящных искусств в Вене, в 1920 году Брейер поступил в Баухауз в г.Веймар. Там он встретил множество авангардных идей, в частности тех, что относились к конструктивизму и De Stijl с их характерной модернистской манипуляцией абстрактными формами. Структурные характеристики этой деревянной мебели ранних 20-х годов показывали влияние голландских дизайнеров Геррита Ритвельда и Тео ван Дэсбурга. Брейер возглавлял мебельную мастерскую в Баухауз с 1925 по 1928, в период, когда он начал создавать стальную трубчатую мебель, используя идею конструкции велосипеда. Он был автором дизайна большей части мебели для нового здания Баухауз в Дессау, куда академия переехала в 1925 году из Веймара.
Одним из ранних примеров его трубчатого стального дизайна стало кресло B3, созданное в 1925 году (позже оно стало известно как кресло Василий, названное в честь коллеги из колледжа Баухауз, русского художника Василия Кандинского). С его четко соединенными плоскостями тянущейся черной ткани на сиденье, спинке и подлокотниках, установленными на светлой трубчатой стальной раме, он походит на кусок конструктивистской скульптуры. Однако, не смотря на использование новых материалов и современных форм, фактически это кресло стало поразительной модернистской метафорой традиционного клубного кресла.
Также используя трубчатую сталь, он создал модульную систему хранения, и с 1927 года фирма Standard Möbel в Берлине стала производить спроектированную им мебель. В 1928 он переехал в Берлин, чтобы практиковаться в качестве архитектора, но работал исключительно над интерьерами и мебелью, и лишь в 1932 году ему удалось реализовать свою первую архитектурную работу – Harnischmacher House в Висбадене.
С 1932 по 1934 он главным образом базировался в Швейцарии, где создавал мебель для Wöhnbedarf в Цюрихе. При поддержке своего бывшего коллеги из Баухауз Уолтера Гропиуса в 1935 году он переехал в Англию, где познакомился с Джеком Притчардом, основателем компании Isokon Furniture, которая была предана идее производить работы модернистской архитектуры и дизайна. Среди пяти его работ для Isokon был «Длинный стул» 1935-36 года – кресло из фанеры, за основу и идею кресла взята его ранние работы – мебель на алюминиевом кресле, в т.ч. стул Василий.
Марсель Брейер. Влияние и сотрудничество
В его работах прослеживалось ощутимое влияние конструкций из органической фанеры Альвара Аалто, чьи работы набирали все большую популярность в то время.
Он также работал в архитектурном партнерстве с британским модернистом Ф.Р.С. Йорком. После короткого периода работы в качестве контролера дизайна в Isokon в 1937 году, он эмигрировал в соединенные штаты, возобновив свое сотрудничество с Уолтером Гропиусом в архитектурном штабе в Гарвардском университете и учреждением объединенной архитектурной практики в Кембридже, в штате Массачусетс (которая продолжалась до 1941 года). В течение этих лет он также продолжал конструировать мебель из фанеры, включая заказы для колледжа Bryn Mawr (в 1938), павильон «Пенсильвания» на Нью-Йоркской выставке 1939 года и международное соревнование дизайна эконом-класса в музее современного искусства в Нью-Йорке в 1948. В пятидесятые его архитектурная практика стремительно развивалась, что привело к созданию Ассоциации Марселя Брейера в 1957 году, которая выиграла множество важнейших наград, включая награду музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке (1963-6).