Город Чандигарх. Архитектура независимости
Давным давно, в уже довольно подзабытых временах, такая огромная страна, как Индия была колонией другой, более могущественной на тот момент страны. Времена шли, крупные империи освобождали свои колонии, и вот настала очередь Индии.
Объект: архитектура города Чандигарх
Архитектор: Ле Корбюзье, П. Жаннере и другие.
Год постройки: 1952-1955
Адрес: штаты Пенджаб и Харьяна, Индия
Официальный сайт: chandigarh.nic.in
Несмотря на всю разруху, финансовую и экономическую недостаточность стране жестко и решительно требовался новый город, новый центр для двух штатов. Решением этой проблемы стала идея строительства нового города с совершенно новой для Индии архитектурой. Это был действительно первый опыт в новой независимой Индии по претворению в жизнь самостоятельного градостроительства. Отсутствие строительной базы и каких-либо средств механизации не смутили Джавахарлала Неру, тогдашнего премьер-министра Индии, и город по большей части был построен буквально за три года. Удивительные темпы.
Строительство города. Архитектура Чандигарха
Но город решили возводить отнюдь не просто так. Его очень удачное расположение, стоящее прямо на пути в Тибет и Кашмир, создавало прекрасные перспективы для дальнейшего экономического роста и эволюции в главный торговый и промышленный центр крайне важного района страны. Это же касалось и планов по заселению города. В частности планировалось, что после сдачи первой очереди строительства город будут населять 150 тысяч человек, а уже на следующем этапе экономического развития города предполагалось население в более чем 500 тысяч граждан.
Местом строительства для города послужило прекрасное живописное место близ Гималай, в успешной сельскохозяйственной долине меж двух рек. Природную красоту ландшафта было решено дополнить и строители организовали плотину, благодаря которой образовался резервуар для воды, именуемый не иначе как озером.
Первый пилотный проект города разрабатывался поляком Новицким и американским архитектором Мейером. Однако трагическая смерть польского зодчего внесла свои коррективы в архитектурную верхушку проекта и тяжесть возведения города перешла к маэстро Ле Корбюзье. Бок о бок с французом работал его двоюродный брат, частый его помощник и соратник, П.Жаннере, а также англичане и группа малоизвестных индийских архитекторов.
Легендарный француз привнес в проект основную мысль генерального плана города, его озеленения, здания Ассамблеи и Секретариата, а также иные правительственные здания.
Индивидуальные формы, новые решения
Как известно, Корбюзье был приверженцем рационализма в архитектуре. Именно поэтому внутренняя планировка города строго разграничивалась проектировщиками зонально по типу функциональности той или иной части. Административная часть города, включающая правительственный комплекс была помещена на возвышенность близ гор, рядом с озером. К ней должна была примыкать учебная зона, среди которой были и парковая часть, включающая в себя физкультурно-спортивную зону, а также досуговые центры. Зона заводов и промышленно-технических комплексов отделялась от предыдущей части так называемым «зеленым поясом». Эта леспопарковая часть была призвана максимально оградить население от вредных заводских выбросов.
Краеугольным камнем транспортной системы города стала безопасность. Она и легла в основу транспортных артерий Чандигарха. Такой подход включал в себя семь различных типов дорог. Прямоугольная система дорожных направлений буквально разделяла город на 30 маленьких районов, примерной площадью в 1 квадратный километр каждый. Предполагалось, что в каждом микрорайоне будет проживать от 5 тысяч человек.
Главный проспект города ведет к зданию правительства и разделяет город на две равновесные части. Несмотря на привычную идею торгового центра в каждой части квартале, как это предлагалось в проекте поляка Новицкого, Корбюзье отказался от этого у угоду национальным индийским торговым рядам. Для этого были созданы озелененные пространства, которые и помогли воссоздать «базарные улицы».
Архитекторы хотели учесть не только общие нужды населения, но и его национально стилистические особенности. Поэтому они старались придать каждом кварталу и микрорайону свой неповторимый шарм и стиль. Каждый квартал имеет свою собственную планировку, а также индивидуальные формы архитектуры. В этом плане особенно показательны микрорайоны, которые были спроектированы многолетним напарником Корбюзье Пьером Жаннере. У него рациональность использования каждого квартала буквально доведена до крайности, как в социальном плане, так и с чисто визуальной стороны. Каждый участок обладает неповторимой индивидуальностью и эксклюзивной интимностью, однако все это не отменяет общей интегрированности граждан в жизнедеятельность всего квартала.
Однако, несмотря на всю эту идиллию, кое-что все таки оставалось неизменным: чиновники пожелали поместить собственные поместья в центре города, включающие в себя огромные особняки с террасами. Что характерно, чем крупнее был чиновник, тем центральней была его вилла. Этакий социальный ранжир в условиях новой Индии. Конечно, Корбюзье пытался противодействовать этому, но вопрос был поставлен ребром: или такой проект или вы. Мэтр пошел на уступки во спасение уже возведенных и еще только запланированных грандиозных построек.
Но такой ранжир касался не только чиновников и прочей элиты молодой независимой Индии. Строительство Чандигарха предполагало наличие самых разных уровней домов, которые бы соответствовали различному статусу различных групп людей. Всего такие категорий было 16.
К самой низшей относились одноэтажные простые дома со смежными задними двориками с хозяйственной постройкой на территории. Внутренне эти дома имели две совсем маленькие комнатки и кухню, включая санузел, конечно.
Дома же, максимально приближенные к уровню домов для правительства представляли собой огромные двухэтажные особняки, с большим двором и садом.
Сочетание традиций Индии и архитектуры запада. Архитектура Чандигарха
Большие проблемы приносил климат. Зимой дни были солнечными и теплыми, а вот ночи выдавались действительно холодными. Лето же привносило просто испепеляющую жару, а дожди в июле и августе были настолько сильны, что временами казалось, что строительную технику просто смоет куда подальше. Ну и конечно пыль. Много пыли. Ветер в любое время года и суток поднимал огромные клубы песочной пыли, от которой было не скрыться.
Но опыт проектировщиков помог им приспособить здания к летнему зною благодаря традициям, свойственным такому климату: замкнутые дворы, плоская крыша и специальные решетки джали, которые закрывали стекла, создавая при этом благоприятную тень.
А вот новой волной в архитектуре здесь стали солнцерезы — специальные выступы на стенах, расположенные под таким углом, чтобы сохранять максимально комфортную температуру внутри здания. Комбинация нового и старого и стали основным мотивом в архитектуре и декоре города, образуя при этом особую пластику фасадов.
Поскольку финансовое положение Индии в тот момент не позволяло использовать железобетон повсеместно, строителям приходилось искать наиболее подходящие и компромиссные материалы. Основным материалом стал обожженный кирпич. Он был дешев, экономичен и позволял экономить цемент. Цемент шел на строительство домов для правительственной верхушки. Туда же шел и весь железобетон.
Нельзя не упомянуть про заслугу индийской группы архитекторов, которая занималась возведением школьных зданий. Здесь использован метод ложной арки, созданный благодаря методу напуска кирпича. Из простых булыжников и гальки были сооружены школьные классы на открытом воздухе. Буквально под открытым небом. Тень от элипсоидных стен отлично спасала от солнечного зноя обучающихся школьников. Просто потрясающая изворотливость.
Праздничный колорит гостиницы для депутатов, спроектированной Пьером Жаннере выдает в себе пристрастие автора к абстракционизму.
Едва ли не самым оригинальным современным сооружением в Индии является Ганди-Бхаван. Это здание, говоря по-народному «имеющее три крыла», выстроенное из белого камня напоминает уносящуюся ввысь птицу. Динамика винтообразной объемно-пространственной композиции представлена в качестве попытки реализовать через архитектуру образ Махатмы Ганди: за пластичными наружными стенами прячется сложный и запутанный лабиринт, покрытый художественными росписями.
Что ж, подводя итог можно сказать, что вся эта казалось бы социальная утопия, которую планировали выстроить архитекторы и градостроители можно сказать удалась. Сейчас Чандигарх это безусловный культурный и торговый центр всего региона. Количество постоянно проживающего населения теперь составляет более миллиона человек, среди которых более 70% грамотны, что для Индии абсолютно фантастический показатель. И сейчас с уверенностью можно сказать, что сейчас Чандигарх один из самых удобных и красивых городов в Индии. Всего этого он достиг в первую очередь благодаря тем, кто с душой и умением подошел к строительству города.