Habitat 67. Среда обитания от Моше Сафди
Вторая половина 20-ого века выдалась как раз периодом дерзких строительных опытов. Особенно это коснулось сферы проектирования многоквартирных домов.
В канадском Монреале имеется яркий представитель таких поразительных монументов архитектурного модернизма — огромный 146-квартирный комплекс «Habitat 67», созданный по плану конструктора Моше Сафди.
Объект: «Хабитат 67 / Habitat 67
Архитектор: Моше Сафди
Год постройки: 1966-1967
Адрес: Канада, Монреаль, Виль-Мари
Официальный сайт: www.habitat67.com
В детстве каждый из нас был немножечко архитектором. Основным строительным материалом при этом являлись игрушечные кубики. Практически каждый ребенок в меру своего воображения и колличества кубиков пытался построить из однородных кубов цельное здание. И каждая новая попытка была своего рода экспериментом в построении домов.
Кстати сказать, архитектору на тот момент было всего 24 года, а данная работа была его дипломным проектом. Невозможно сейчас сказать, чем в детстве увлекался выдающийся ныне архитектор, но задумка многих детей была реализована именно им. Проект был подготовлен специально к Всемирной выставке 1967-ого года.
На той выставке здание было признано главным открытием и, помимо прочего, являлось еще и резиденцией для особо важных персон, которые прибыли на выставку. Комплекс был высоко оценен благодаря абсолютно новому взгляду на жилые многоквартирные дома, который поразил главную выставочную комиссию. Внешне здание представляет собой гору серых кубов наставленных друг на друга, между которыми имеются разноразмерные зазоры. Квартиры как раз таки и состоят из таких вот кубов.
В зависимости от предназначения количество таких модулей для конкретной квартиры варьируется от одного до пяти. И надо сказать, что такой, внешне кажущийся хаотичным порядок кубов был выбран не случайно. Не смотря на некоторую внешнюю суровость и несуразность облика комплекса, квартиры внутри дома весьма комфортны: из любой квартиры доступ света будет открыт на три стороны, здесь много террас с зелеными насаждениями, а также имеются стеклянные межкомнатные переходы.
Комнатные блоки были произведены заранее, а монтаж проходил уже на месте возведения всего комплекса. Изначально предполагалось, что здание будет являться доступным жильем для самых обычных горожан, ведь на довольно ограниченной территории должно было разместиться большое количество жильцов. С тем же самым расчетом в финальный план были внесены уже упомянутые выше частные территории, прилегающие к жилому пространству. Подобные преимущества частного дома в итоге принесли комплексу такую популярность, что от первоначальной задумки доступности пришлось отказаться: комплекс выдался настолько удачным, что быстро набрал популярность, благодаря чему стоимость на квартиры выросла многократно. Таким образом это еще и уникальный пример того, как жилье для среднего класса, благодаря удачной идее и исполнению, превращается в жилье топ-класса, которое стало доступно только для по-настоящему богатых людей.
Если говорить о стиле постройки, то здания являет собой ярчайший пример стиля брутализм, который стремится указать на грубость постройки жесткую архитектурную суть.
Само слово Habitat означает «среда обитания», что в общем очень четко характеризует этот комплекс. Дело в том, что здание является автономным: каждые отдельно взятые апартаменты по сути являются независимым блоком, обладающим индивидуальным балконом и садом. И, как уже было сказано выше, таких квартир в комплексе ровно 146. Как не трудно догадаться, цифра 67 в названии проекта отражает год постройки здания.
И все бы хорошо, да вот беда: местные жители в штыки воспринимают культовый статус этого здания среди паркурщиков, которые признали этот архитектурный монумент, как едва ли не самое удобное и подходящее место для тренировок и соревнований самого разного уровня. Однако, даже этот факт увеличивает стоимость на апартаменты внутри комплекса, который был задуман как доступное жилье.