Неопластицизм. История возникновения абстрактного искусства
Неопластицизм
В начале 20 века (1917-1920 гг.) в Голландии сформировалось художественное направление основанное на философии дуальности мира. Проявление дуальности в взаимоотношении Земли и Солнца, белого и черного создавалось в первую очередь в живописи с помощью базовых элементов – прямых линий, плоскостей и прямоугольников, исключительно чистых цветов спектра (красный, синий, желтый) и только на белом или черном фоне.
Базовые элементы могли пересекаться с друг другом строго под прямым углом. Эти линии соответствуют упрощенным образам оси Земли – горизонтальные линии и оси Солнца – вертикальные линии; линии должны быть строго перпендикулярных друг другу. Так последователи неопластицизма пытались раскрыть красоту через логику и упрощение форм.

Создание простых геометрических форм и абстрактных линий с таким контекстом получило развитие в живописи, архитектуре и дизайне. Основоположник неопластицизма голландский абстракционист Пит Мондриан – художник реалист, который так увлекся теорией кубизма и математической структурой Вселенной, что перенес их в свои картины, заменил чувственные природные формы на геометрию. За ним последовали другие, художники, архитекторы и дизайнеры, объединившись в художественную группу «Стиль» (De Stijl).

Непластицизм в Промышленном Дизайне
Даже в текстиле и моде идеи неопластицизма нашли свое отражение. Так в 1965 году американским модельером Ив Сен Лораном (Yves Saint Laurent) была создана коллекция одежды в духе неопластики.

При ее создании использовался текстиль в стиле картин голландского художника – красные, желтые и синие прямоугольники, разделенные черными полосами. Коллекция так и называлась «Мондриан».

Непластицизм в интерьере
В интерьере неопластицизм также нашел свое большое применение. Основу неопластицизма с простым линями и геометричность форм впитал и поглотил Bauhaus. Дизайн и интерьер неопластицизма крайне узнаваем, так как присутствуют только две группы цветов – красный, желтый и синий, которые заключены в белые или черные квадраты и прямоугольники.




Одним из главных дизайнеров неопластицизма можно назвать Геррита Ритвельда, а главным предметом мебели – его красно-синий стул – чистая пластика, воплощенная в прикладном искусстве, функциональная и прагматичная.

Непластицизм в Архитектуре
Группа выпускала одноименный журнал «Стиль» — о дизайне и архитектуре, публикуя в нем также и основополагающие принципы неопластицизма. Идеи Стиля настолько были популярны в мире искусства, что повлияли на архитектуру, типографское дело, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
Так, главный архитектор Роттердама — Питер Ауд — один из членов группы «Стиль», проектирует и строит городские кварталы «Кифхок» и «Хок ван Голланд» в соответсвии с основными идеями и геометрии неопластицизма.


Здание конгрессов в Гааге и монумент на площади Дам в Амстердаме тоже дело рук Питера Ауда и тоже основано на принципах чистой пластики.
Часто можно встретить проявление форм и цветов непластики при оформление фасадов зданий.


В России также можно найти объекты архитектуры в стиле неопластики, прежде всего, это крупные торговые центры. Например, торговый центр Европарк, построенный в 2007 году, который привлекает всех своим ярким внешним-видом – красными и желтыми прямоугольниками.

Добавить комментарий