Красно-синий стул. Простота в исполнении
Объект: Красно-синий стул (нидер.Rood-blauwe stoel)
Дизайн: Геррит Ритвельд / Gerrit Thomas Rietveld,
Страна: Нидерланды, 1918г.
Красно-синий стул, история создания.
В 1918 году голландский архитектор и дизайнер Геррит Ритвельд сконструировал знаменитый красно-синий стул, ставший в последствии одним из самых узнаваемых предметов в истории дизайна мебели. Как и в архитектуре, в основе конструкции стула Геррит Ритвельд использовал строгие простые геометрические фигуры – трубы и параллелепипеды, взаимодействие вертикальных и горизонтальных плоскостей, что полностью отражало концепцию художественной группы «De Stijl» (De Stijl – группа голландских дизайнеров и художников), членом которой был Ритвельд. Стул Ритвельда стал одним из практических воплощений идей «неопластицизма», в основе которого лежала глубокая философская мысль, что все построено на взаимоотношении вертикали и горизонтали, взаимоотношении Солнца и Земли.
Хотя стул и был разработан в 1918 году, свою характерную цветовую гамму он получил лишь через пять лет, в 1923 году. В то время Ритвельд сильно увлекся творчеством другого члена «De Stijl» — голландского художника Пита Мондриана, и под влиянием его картин покрасил стул «основными цветами»: красным, синим, черным и желтым. Эти цвета, по мнению Ритвельда, были простыми, как и вся его задумка – сделать стул максимально функциональным и скромным, без излишеств.
Основной функцией своего творения он видел совсем не физическом комфорте, наоборот, его мебель, его стулья должны держать человека всегда в тонусе. Именно поэтому он отошел от привычной для того времени мягкой мебели, позволяющей утонуть и расслабиться. На стуле Ритвельда расслабиться нельзя.
Промышленное производство.
Ритвельд надеялся, что его мебель в конечном итоге будет массового производства, поэтому старался разработать стул максимально простой конструкции, используя дерево стандартных размеров пиломатериалов, легко доступных в то время.
Однако, несмотря на то, что красно-синий стул высоко оценили, публиковали его фотографии в журнале «Стиль», выставляли в Германии в Высшей школе строительства и художественного конструирования Bauhaus, к нему относились исключительно как к произведению искусства. Мечта Ритвельда о массовом производстве не сбылась, при жизни автора проект остался нереализованным. Но его замысел реализовали наследники в 1971 году, исключительные права на изготовление купила итальянская фабрика Cassina, которая начала массовое производство. Возможно история красно-синего стула еще не закончена.
Оригинал Rood-blauwe stoel сейчас выставлен в Нью-Йоркском Музее современного искусства.