История Bauhaus

В 2019 году отмечалось столетие школы искусства и дизайна Bauhaus. Это дало повод создать целую серию уникальных статей о том, какие ключевые проекты в архитектуре и промышленном дизайне и графике были созданы участниками и последователями школы.

В истории случаются моменты, в которые вспыхивает искра, и после этого она излучает яркий свет. Но добиться этого можно только если соблюсти все условия. И даже если эта искра потухнет через секунду, то она оставит яркий след в истории человечества, поменяв весь мир вокруг.

Bauhaus – это пространство, где несмотря на политическую остановку, мировые кризисы, создавалось новое видение развития архитектуры и дизайна используя современные технологические достижения;

Основные идеи школы со временм впитали в себя почти все сферы жизни. Именно поэтому школу считают одной из самых влиятельных во всем мире.

Не было школы влиятельней, чем Баухаус. Хоть все и строилось на коммерческой составляющей, но в итоге пришло к тому, что школа Баухаус стала классикой и образцом формирования философии, а предметы дизайна и архитеткруры школы Баухаус стали иконами стиля.

К примеру, несколько настоящих легенд продуктового дизайна из школы Баухаус — Лампа Bauhaus — один из самых известных светильников в мире отражающая дух времени, создана в 1924 г Вильгельмом Вагенфельдом; Трубчатый стул – это настоящая легенда — первая версия стула была разработана Марселем Брейером, но свою каноническую форму она обрела в 1927 году. Кресло Barсelona от Мис Ван де Роэ — сейчас эти кресла можно заметить почти во всех общественных пространствах мира.

Трубчатый

стул

Первое, о чем говорится в философии школы- использовать простые материалы и формы. Присутствовать должны только самые необходимые материалы, к примеру, хромированные стальные трубы, кожаное сидение и спинка. При этом, всегда можно говорить о том, что как бы проста конструкция не была, она в себе воплощает весь драматизм и энергию, которые создаются при помощи сочетания материалов.

Вальтер Гропиус – создатель школы Bauhaus

Конечно, школа была инновационной потому что все внимание и исследования были направлены на поиск форм, соответствующих новому времени. Вальтер Гропиус, как основатель говорил, что новое время требует своего выражения. Форма должна обязательно отражать смысл, не должно быть никаких случайностей. Но индустриальная война отложила его планы, так как требовалось совсем другое.

Вальтер Гропиус

В 1919 году Гропиус объединил Академию изобразительных искусств и Школу прикладных искусств в единую организацию. Это считается датой основания школы Bauhaus / Баухаус.

Гропиус призывал всех создавать единый образ будущего, которое должно быть простым, и включать в себя сразу архитектуру, живопись и скульптуру.

Создатель и вдохновитель школы Вальтер Гропиус поставил целью объединить искусство и ремесло, и соединяя вместе эти дисциплины был создан специальный учебный план на 3 года — см. схему обучения.

Необходимо было разрушить старую иерархию и создать свой новый стиль, чтобы перейти в современную эпоху. При этом, он соответствовал всем нормам индустриальной эпохи и шел вровень с ней. Теперь же его считают модернистом своего времени.

Ваальтер Гропиус своими идеями притянул в школу самых знаменитых архитекторов и художников, философов и учителей своего времени.

Одним из них учителей школы стал Йоханнес Иттен, который проводил предварительные курсы для учеников, где изучали цвета и форму. Он рассказывал о том, что цвета влияют на психику человека, поэтому их нужно использовать максимально осторожно.

После этого курса студенты направлялись на специализированные занятия, где изучали металлообработку, ткачество, керамику и производство шкафов.

Гропиус пытался объединить все стили в одном. Но нужно было сохранять дисциплинарные различия, хотя финансовые реалии не позволяли действовать во весь размах.

Картина: Встреча
Йоханнес Иттен
1916 г.

Картина: Цветные формы и структуры
Йоханнес Иттен
1953 г.

Цветовой круг Иттена
Йоханнес Иттен
1921г.

Одним из приглашенных учителей стал Тео ван Дусбург, один из основателей движения Де Стиль и Неопластицизма

«В Веймаре я радикально перевернул все. Это знаменитая академия, в которой сейчас работают самые современные преподаватели! Я разговаривал с учениками каждый вечер, и я вселил яд нового духа повсюду. У меня есть горы силы, и теперь я знаю, что наши представления победят всех и вся ».

Тео ван Дусбур

Эскиз виллы
Тео ван Дусбург
1923 г.

Композиция в сером
Тео ван Дусбург
1919 г.

Ласло Мохоли-Нади сменил Й. Иттена и стал преподавать подготовительный курс. Он стал более направленным на философию и машинную эстетику.

С 1922 года, после того как Экономика германии вновь пошла на подъем, школа также получила второе дыхание. Стали привлекаться новые художники

Гропиус считал, что современное искусство и дизайн должны примириться с этой эстетикой. 

Здание Bauhaus воплотило все ценности школы

Можно говорить о том, что все следующие годы – это расцвет школы. Школа переехала в новое здание, которое конструировал сам Гропиус. Это был некий синтез всего, что он знал на то время, и что было ценно для школы. Это здание копируют многие дизайнеры, но во время его постройки оно явно выделялось на фоне остальных объектов.

Оно состояло из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, главный корпус был соединен двухэтажным крылом с студентческим кампусом. Сохранялась традиционная симметрия, но в комплексе не было четкой иерархии, поэтому оно было целым и неделимым. При постройке использовались сталь, стекло и бетон. Самое главное, что все здание было выверено и построено при помощи главного правила школы – функция воплощается в форме.

После строительства здания школы появлялись новые известные учителя, которые разрабатывали уникальные проекты. Они постепенно стали позиционировать себя людьми, которые делают продукты для массового производства.

Но Bauhaus как создатель будущего всегда был остро критикуем. Он был слишком прогрессивен для своего времени, и многие считали эстетику дегенеративной и препятсвовали распространению идей школы.

Смена руководства



В 1928 году Гропиус покинул школу, а швейцарский архитектори Ханнес Мейер встал у ее руля. Это привело к тому, что на школу обрушился еще больший шквал критики. Все начало идти к тому, что многие великие художники и архитекторы эмигрировали в США, где и продолжили разивать идеи школы Bauhaus.

Хоть школа и работала чуть больше 10 лет, она оставила яркий след в истории архитектуры и дизайна. Ее влияние разносилось по всему миру, все подражали ей. Школа смогла поставить себя таким образом, что легко подстраивалась под современные тенденции.

Стоит сказать, что закрытие школы произошло по причине настоящего консерватизма и национализма. Прошло 100 лет со дня открытия школы, и сейчас все идет тем же курсом. Сейчас, именно те самые принципы, борьбы за что-то новое, интернационализм нужны современному миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.